Содержание:
1. Общие вопросы.
1.1. Основные свойства CSB 12V 26Ah.
1.2. Применение.
1.3. Механизм рекомбинации газов.
1.4. Технические характеристики.
2. Транспортировка и хранение CSB 12V 26Ah.
3. Монтаж аккумуляторной батареи GP 12260.
4. Ввод в эксплуатацию CSB 12V 26Ah.
5. Разряд.
6. Заряд.
7. Обслуживание батареи CSB 12V 26Ah.
1. Герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы.
Общие вопросы.
1.1. Основные свойства CSB 12V 26Ah
- Аккумуляторные батареи CSB ( GP 12260 ) классифицируются как необслуживаемые. В течение всего срока службы не требуются контроль уровня электролита и доливка воды.
- Герметичная конструкция. Конструкция и технология герметизации фирмы CSB гарантирует невозможность утечки электролита через клеммы или корпус любой батареи. Эта особенность обеспечивает безопасную и эффективную эксплуатацию батарей. Батареи CSB классифицируются как «непроливаемые» и соответствуют всем требованиям Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (Правила МАВТ о представляющих опасность изделиях).
- Широкий температурный диапазон использования батарей. Полностью заряженная батарея может использоваться от -40ºС до 60ºС.
- Большой срок службы. Достигается благодаря высокоэффективной свинцово-кальциевой решётке с антикоррозионной структурой. GP серия – до 5лет; GPL серия – до 10лет.
- Низкое внутреннее сопротивление и высокие разрядные характеристики.
- Безопасность. Не происходит утечек электролита через клеммы и корпус. Каждая батарея оборудована предохранительным клапаном, который «стравливает» избыточное давление в батарее.
- Качество и надёжность. Батареи CSB могут противостоять незначительным вибрациям и механическим ударам. Возможность длительного хранения.
- Нет эффекта памяти. Некоторые батареи, например, никель-кадмиевые, имеют «эффект памяти». У батарей CSB он отсутствует: перед зарядом нет необходимости производить разряд батареи.
- Низкий саморазряд. В батареях CSB используется свинцово-кальциевая решётка из особо чистых материалов. Поэтому батареи могут храниться длительное время без подзарядки.
1.2. Применение
Буферный режим (режим постоянной подзарядки):
- телекоммуникация;
- системы аварийного электропитания для электростанций и подстанций;
- морское оборудование;
- аварийные системы;
- медицинское оборудование;
- источники бесперебойного питания (UPS);
- системы аварийного освещения;
- лифты;
- пожарные и охранные системы;
- накопители солнечной энергии;
- контрольно-кассовые аппараты;
- контрольно-измерительные приборы.
Циклический режим:
- портативное освещение;
- электропитание для мотоциклов и игрушек;
- портативные компьютеры;
- кабельное телевидение;
- электропитание для переносных электроинструментов;
- геофизическое оборудование.
1.3. Механизм рекомбинации газов
Химическая реакция, имеющая место в аккумуляторной батарее GP 12260 :
Разряд: | анод | электролит | катод | -------> | анод | электролит | катод |
PbO2 | + 2H2SO4 + | Pb | PbSO4 | + 2H2O + | PbSO4 | ||
Заряд: | анод | электролит | катод | -------> | анод | электролит | катод |
PbSO4 | + 2H2O + | PbSO4 | PbO2 | + 2H2SO4 + | Pb |
При разряде аккумулятора происходит двойная сульфатация, то есть на отрицательном и положительном электродах образуется сульфат свинца, который оседает на электродах в твёрдом виде. Так как часть серной кислоты расходуется на образование сульфата свинца и воды, то удельный вес электролита постепенно уменьшается.
Во время заряда сернокислый свинец электрохимически превращается на положительном электроде в PbO2, а на отрицательном – в губчатый свинец (Pb). Одновременно с этим идёт восстановление электролита до того удельного веса, который имел место до разряда.
По мере приближения заряда батареи к заключительной стадии начинается процесс газовыделения. Электролитическое разложение воды в электролите заканчивается генерацией (выделением) кислорода на положительной пластине и водорода на отрицательной пластине.
Образующийся газ улетучивается из аккумулятора, тем самым, уменьшая уровень электролита в целом.
Однако в батареях GP 12260 образующийся на положительном электроде кислород продвигается к отрицательному электроду и рекомбинирует с ионами водорода в воду. Тем самым выделение водорода во внешнюю среду снижается и уменьшается потеря воды в составе электролита.
1.4. Технические характеристики
Срок службы в режиме постоянного подзаряда при температуре 20ºС | Серия GP, HR, HC, EVX – 5 лет Серия GPL – 10 лет |
Рабочий диапазон температур | Разряд: от - 40ºС до 60ºС Заряд: от - 20ºС до 60ºС Хранение: от -40ºС до 50ºС |
Номинальная рабочая температура | 20ºС |
Напряжение постоянного подзаряда при температуре 20ºС | 2В Элемент 2,25В – 2,30В 6В Блок 6,75В – 6,9В 12В Блок 13,5В – 13,8В |
Напряжение циклического заряда при температуре 20ºС | 2В Элемент 2,4В – 2,5В 6В Блок 7.2B – 7.5B 12В Блок 14.4B – 15B |
Интервалы подзаряда при длительном хранении | 20ºС и ниже – каждые 9 месяцев 20-30ºС – каждые 6 месяцев 30-40ºС – каждые 3 месяца 40-50ºС – каждые 1,5 месяца |
2. Транспортировка и хранение CSB 12V 26Ah
Транспортировка
- Аккумуляторы имеют большой удельный вес. Следите за устойчивостью аккумуляторов при транспортировке, используйте только подходящие приспособления для транспортировки и установки аккумуляторов.
- Транспортировать аккумуляторы в вертикальном положении предохранительными клапанами вверх.
- Транспортировать аккумуляторы предпочтительнее в заводской упаковке, а при ее отсутствии необходимо принять меры для исключения попадания посторонних предметов на клеммы аккумулятора.
- При транспортировке необходимо избегать сильной вибрации.
- При транспортировке и разгрузке запрещено ронять/бросать аккумуляторы.
- При транспортировке необходимо исключить попадание влаги на аккумуляторы.
Хранение
- Хранить аккумуляторы необходимо в сухом помещении.
- Хранить батареи GP 12260 необходимо в устойчивом положении.
- При хранении необходимо избегать контакта клемм аккумуляторов с металлом и другими токопроводящими материалами.
- Хранить батареи необходимо в полностью заряженном состоянии.
- При длительном хранении необходимо производить подзаряд аккумуляторов (см. п.1.4 «интервалы подзаряда при длительном хранении»).
3. Монтаж аккумуляторной батареи CSB 12V 26Ah.
ВНИМАНИЕ !
Перед началом монтажа необходимо убедиться, что помещение, в котором будут установлены аккумуляторы, чистое и сухое.
Необходимо обратить особое внимание на:
- несущую способность и состояние пола (транспортные пути и аккумуляторное помещение);
- устойчивость места установки батареи к агрессивной среде;
- отсутствие источников воспламенения на расстоянии не менее 500 мм «по прямой» от аккумуляторов (например: открытое пламя, накаленные предметы, электрические переключатели);
- обеспечение естественной вентиляции при работе батареи в закрытом помещении.
Проверьте поставку на комплектность. Необходимо извлечь аккумуляторы из упаковки и внимательно осмотреть их корпуса на предмет отсутствия трещин, сколов и протечек электролита. Все детали, если требуется, перед монтажом очистить.
Переместите распакованную батарею в непосредственную близость от места ее установки. Возьмите батарею, поддерживая ее за дно либо за специально предназначенные ручки.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ поднимать батарею за клеммы, так как это может привести к нарушению ее герметичности.
При замене старых батарей на новые следует убедиться, что перед началом демонтажа старой батареи подводящие провода отключены (размыкатель нагрузки, предохранители, переключатели). Эти действия проводит обслуживающий персонал.
ВНИМАНИЕ: Не проводить самовольных отключений!
Замерьте напряжение холостого хода на блоках/элементах и занесите эти показания в «Протокол ввода в эксплуатацию»
При установке аккумуляторов GP 12260 на стеллажи либо в аккумуляторные шкафы убедитесь, что они устойчивы, сухие и чистые. Начинайте размещение блоков/элементов с нижних полок.
Избегайте установки батареи вблизи источников тепла (трансформатор, радиатор отопления и т.п.), так как это снижает срок их службы.
При соединении батарей следует предусмотреть свободное воздушное пространство вокруг каждой батареи. Рекомендуемая минимальная величина воздушного зазора между батареями составляет 5 мм - 10 мм. Во всех установках следует предусмотреть адекватную систему вентиляции для охлаждения установки.
Если существует опасность подверженности батареи сильной вибрации или механическим ударам, следует предусмотреть надежное закрепление батареи и использование амортизирующих материалов.
При монтаже батареи во избежание короткого замыкания используйте изолированный инструмент. Перед началом работ рекомендуется снять все металлические украшения (цепочки, браслеты, кольца, часы) с шеи и рук.
При монтаже батареи соблюдайте полярность.
Допускается параллельное соединение групп аккумуляторов (но не более 4-х групп).
При соединении батарей между собой следует избегать усилий при соединении перемычки с полюсным винтом более указанных в таблице, т.к. это может привести к повреждению полюсного борна.
М 6 | М 8 |
4 – 4.5 Nm | 5 – 6 Nm |
По окончании монтажа перед подключением батареи к нагрузке и/или к источнику постоянного тока необходимо убедиться, что батарея собрана с соблюдением полярности. Необходимо замерить общее напряжение на батарее и занести это показание в “Протокол ввода в эксплуатацию”.
4. Ввод в эксплуатацию CSB 12V 26Ah.
Батарею следует подключить к источнику постоянного тока при выключенном зарядном устройстве, удалённом батарейном предохранителе и отключённом потребителе. Необходимо соблюдать полярность: положительный полюс к положительной клемме.
Приложите к батарее зарядное напряжение из расчёта 2.25 – 2,3 В/Эл.
Ввод в эксплуатацию следует контролировать, чтобы обеспечить поддержание установленных значений токов, напряжений и температур в допустимых пределах.
Важно провести первый заряд GP 12260 полностью и без перерывов. Данные измерений во время заряда для ввода в эксплуатацию следует заносить в “Протокол ввода в эксплуатацию”. При этом температура аккумуляторов не должна превышать 50ºС. В противном случае заряд следует прекратить.
5. Разряд.
Ёмкость, отдаваемая батареей при разряде, зависит от времени и способа разряда. Батареи CSB серий GP и GPL используются при 20-ти часовом разряде при конечном напряжении разряда до 1.75В/Эл и температуре 25ºС. Фактически «снятая» с аккумуляторной батареи ёмкость равняется произведению тока разряда на продолжительность разряда. Батареи CSB должны отдавать не менее 90% ёмкости на первом цикле, согласно таблице разряда и 100% ёмкости после 3-го цикла зарядразряд.
Низкий ток разряда и длительное время разряда может привести к повреждению батареи. Не рекомендуется разряжать батарею током меньше 0.05Сн.
Конечное напряжение разряда зависит от разрядного тока:
Ток разряда (А) | Конечное напряжение разряда(В/Эл) |
0.05Сн до 0.2Сн | 1.75 |
0.2Сн до 0.5Сн | 1.70 |
0.5Сн до 1Сн | 1.60 |
Более 1Сн | 1.30 |
Таблица 5.1
Во избежание глубокого разряда аккумуляторов конечное напряжение на аккумуляторе не должно быть ниже величин, указанных в таблице 5.1.
6. Заряд батареи CSB 12V 26Ah.
Правильный заряд батареи является одним из важнейших условий успешной работы свинцовокислотных батарей с автоматическим регулированием внутреннего давления. Существует несколько вариантов заряда батареи. Наиболее предпочтительным является заряд постоянным напряжением.
Необходим точный контроль за напряжением заряда, чтобы не выйти за его границы. Максимальный ток заряда должен быть не более 0.3Сн, в конце заряда ток уменьшается автоматически. В зависимости от режима работы аккумуляторной батареи возможны 2 варианта заряда:
6.1. Буферный режим.
В этом случае батарея GP 12260 и нагрузка подключена параллельно с источником питания. Напряжение заряда 2.25 - 2.30В/Эл при температуре 25ºС. Номинальный ток заряда устанавливается в пределах 0.1Сн.
6.2. Циклический режим.
При циклическом использовании батареи требуется короткое время заряда и защита от чрезмерного заряда и разряда. Рекомендуется заряд постоянным напряжением 2.40 - 2.50В/Эл при температуре 25ºС. Номинальный ток заряда устанавливается в пределах 0.1Сн.
6.3. Дополнительный заряд.
При хранении батареи имеет место саморазряд, который зависит от температуры хранения. Чтобы восстановить ёмкость, потерянную вследствие саморазряда, необходимо провести дозаряд.
Температура хранения | Интервал времени дозаряда |
20ºС и ниже | Каждые 9 месяцев |
20-30ºС | Каждые 6 месяцев |
30-40ºС | Каждые 3 месяца |
40-50ºС | Каждые 1.5 месяца |
Время хранения | Рекомендации по заряду |
Менее чем 6 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 20 часов постоянным напряжением 2.4 В/Эл. |
Менее чем 12 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 24 часов постоянным напряжением 2.4 В/Эл |
Менее чем 6 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 8 часов постоянным током 0.1Сн (А) |
Менее чем 12 месяцев со дня изготовления или последнего заряда | Максимум 10 часов постоянным током 0.1Сн (А) |
6.4. Восстановительный заряд.
Восстановительный заряд необходим после глубокого разряда батареи, т.е. когда конечное напряжение батареи ниже предельно допустимого. В этом случае может сократиться срок службы батареи, поэтому необходим длительный восстановительный заряд. На первой стадии, напряжение батареи должно быть высоким пока величина тока мала в течение 0.5-2 часов, затем медленно увеличивается, преодолевая внутреннее сопротивление батареи.
6.5. Выравнивающий заряд.
При нормальной эксплуатации батареи CSB выравнивающий заряд не требуется. Однако бывают случаи «разброса» напряжения по элементам, входящих в батарею. В этом случае требуется выравнивающий заряд:
Напряжение, В/Эл | Время, Час |
2.25 - 2.27 | Не ограничено |
2.28 - 2.32 | 96…168 |
2.33 - 2.35 | 72…96 |
2.36 - 2.37 | 48…72 |
Не допускать превышения напряжения выше 2.37 В/Эл.
Начальный ток заряда.
При заряде батареи постоянным напряжением, разряженная батарея принимает на начальной стадии заряда большой ток, который при продолжении заряда может привести к внутреннему разогреву батареи и её деформации. Поэтому необходимо ограничить зарядный ток до 0.3Сн.
Необходимо учитывать температуру заряда.
Влияние температуры на напряжение заряда.
При увеличении температуры напряжение заряда должно быть меньше, чтобы избежать перезаряда; когда температура уменьшается, напряжение заряда нужно увеличить, чтобы избежать недозаряда. Чтобы обеспечить оптимальный срок службы, рекомендуется использовать температурную компенсацию –3мВ/ºС (буферный режим) и –5мВ/ºС (циклический режим). Точка отсчёта температурной компенсации 25ºС.
Температурный диапазон, ºС | -40ºС…-25ºС | -25ºС…-10ºС | -10ºС…+10ºС | +10ºС…+35ºС | +35ºС…+60ºС |
Напряжение, В/Эл. | 2,45 | 2,39 | 2,35 | 2,27 | 2,2 |
7. Обслуживание батарей GP 12260 .
Во избежание поверхностных токов утечки и связанной с этим опасности пожара следует содержать батарею в сухом и чистом состоянии.
Очищать батарею можно только чистой водой без применения моющих средств и растворителей. Следует избегать электростатических зарядов.
Ежедневно производить осмотр аккумуляторов и АБ в целом на:
- отсутствие трещин на крышках и верхних кромках баков, состояние укупорки каждого аккумулятора, поджатие болтов межэлементных соединений, отсутствие окиси на болтах и межэлементных соединений;
- состояние деталей крепления аккумуляторов от вертикальных смещений;
- состояние оболочек кабелей в аккумуляторном помещении, их крепление в трассах, надёжность и исправность защитных кожухов;
- состояние и исправность светильников в аккумуляторном помещении.
Ежемесячно следует измерять и заносить в Аккумуляторный журнал:
- общее напряжение на батарее;
- напряжение на контрольных аккумуляторах;
- температуру поверхности бака контрольных аккумуляторов;
Каждые 12 месяцев следует:
1. проверять соединители, стеллажи и работу вентиляции;
2. измерять и заносить в Аккумуляторный журнал:
- общее напряжение на батарее;
- напряжение, температуру поверхности баков всех элементов (блоков);
- сопротивление изоляции АБ.